От Кореи до Донбасса кадры решают все: как будет преодолен кадровый голод в дорожном строительстве

Дефицит рабочих рук лишь увеличивается, а рабочие из КНДР – не панацея

Свершилось. Пожалуй, главное импортозамещение в нашей стране со дня на день может заработать.  Президент, отметив масштабное финансирование дорожного строительства в РФ, призвал давать рабочие места в этой сфере прежде всего региональной рабочей силе – местным жителям.

Об этом он заявил вчера на встрече с врио главы Марий Эл Юрием Зайцевым.

– Нужно с компаниями работать таким образом, чтобы они привлекали для этих работ (дорожного строительства) местных жителей прежде всего. Это несложно, и работы такие, которые не требуют большого объема подготовки, я не имею в виду инженеров высшей квалификации, но точно совершенно можно это сделать, – сказал глава страны.

На недостаток потенциальной рабочей силы жаловаться не приходится. Впрочем, считать, что все местные, взяв лопату на плечо, стройными рядам пойдут вослед асфальтоукладчику – тоже неверно. Работа в строительстве не слишком привлекательна. О том – почему, мы и поговорим сегодня. 

Перспективы туманны

Дефицит кадров в строительной отрасли составляет около 3 млн человек. Минстрой призывает увеличить число выпускников строительных вузов вдвое, а также повысить престижность профессии. Зачастую студенты-строители отказываются от работы по специальности. Так что в строительстве – дефицит кадров.

Опрос Rockwool Russia однозначен – самые перспективные отрасли для опрошенных – медицина (21%), IT и информационная безопасность (20%), а также сфера услуг (19%). Несмотря на то, что 48% опрошенных оценили престижность работы в строительстве минимум на 7 баллов из 10, перспективной эту отрасль назвали только 8%. А 31% считает труд строителя и архитектора слишком тяжелым. Более четверти заявили, что хотели бы иметь профессию с возможностью свободного передвижения по миру.

Даже профильные выпускники-строители не хотят работать. Сегодня в моде – легкий заработок. Работа с гибким графиком, по несколько часов в день – это идеал. Желательно при этом сидеть в собственном домике с видом на море.

Это коренным образом не совпадает с жизнью «заводчан» – тяжелой физической работой, ежедневным посещением строительного объекта. Если же добавить к этому то, что строительство дорог порою тяжелее обычной стройки и требует порою выездов в область, в лесную глушь, жилья в вагончиках, то станет ясно, что простые дорожные работы у современной строительной молодежи не на первом месте.

Правда, как ни странно, после февральских событий люди, выбравшие строительство делом жизни, смотрят в будущее уверенно.

– Мы знаем, что наша работа будет востребована, – считают респонденты, – Ведь строить в России не перестанут, а с фрилансом могут возникнуть проблемы, ведь соцсети, как и Youtube – могут быть заблокированы.

Впрочем, как это мировоззрение коррелирует с сокращением объемов строительства, которые ожидаются как раз по результатам событий 2022 – они не решаются предположить.

Современные строители идут в отрасль по двум причинам – детская мечта или пример родителей. Еще один стимул – высокие зарплаты строителей, инженеров и архитекторов.

Пожалуй, главный фактор, который может создавать дефицит кадров в отрасли, — это недостаток информации о будущей учебе и работе у выпускников школ.

–  Почти 50% молодых специалистов не знают до поступления в вуз или ссуз, чем конкретно занимаются представители выбранной ими специальности, – считают эксперты Rockwool.

Среди факторов называют как эмоциональное выгорание в результате образовательных нагрузок в строительных вузах, так и недовольство части студентов качеством обучения.

Впрочем, все это меркнет в сравнении с теми трудностями, которые могут испытывать выпускники в связи с выходом России из Болонской системы. Теперь дипломы о высшем образовании, в том числе в сфере строительства, на Западе – не принимаются. Посмотрим, как будет с Востоком, но что-то подсказывает, что без подтверждения квалификации на европейском уровне могут возникнуть проблемы.

Впрочем, коль речь заходит не о квалифицированных специалистах, а о простых рабочих в строительстве, то здесь главную роль начинает играть банальная зарплата.

А она не так уж и велика.  В среднем зарплата в отрасли составляет 70–120 тыс. рублей. Но это, в среднем. Как обычно, сложили зарплаты топов и работяг, а потом поделили на число голов. Более справедливая цифра – медианная зарплата в сфере строительства. В России по данным «Известий» и сервиса «Зарплата.ру» она  составляет 60 тыс. рублей. При этом ожидаемый доход ниже из-за более низких квалификаций соискателей относительно предложений работодателей и составляет 51 тыс. руб. Не густо. 

Не совсем Ворлд, но все же Skills 

Правительство и бизнес не сидят сложа руки. В 2022 году Агентство развития навыков и профессий (ранее Ворлд Скиллс) займется реализацией федеральных проектов, посвященных вопросам молодежной занятости. Такое постановление утверждено Правительством Российской Федерации и опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

Основные цели проектов – содействовать молодежи страны в трудоустройстве, развивать их предпринимательские навыки через персональное сопровождение. Инициативы реализуются в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография». Планируется, что в них примут участие более 36 тыс. человек. 

– Мы запускаем масштабную работу по развитию экосистемы молодежного предпринимательства и самозанятости в России, – пояснил генеральный директор Агентства развития навыков и профессий Роберт Уразов.  – Участие в программах – возможность за короткий срок овладеть профессией, поработать с проверенными экспертами, которые выступят личными наставниками и будут помогать в реализации идей.

Будет налажено взаимодействие с региональными работодателями, образовательными учреждениями и органами службы занятости, организациями по поддержке малого и среднего бизнеса.

– В прошлом году возможность поучаствовать в пилотном проекте “Страна мастеров” была у жителей 15 регионов. Тогда более 50 процентов молодых людей по итогам программы стали самозанятыми и начали получать доход. В этом году показатель будет доведен до 75 процентов – это не менее 22,5 тыс. человек. 

Технический вопрос

Когда речь заходит о дорожном строительстве, важнейшим вопросом становится не рабочая сила, а то, на чем она будет работать – техника.

Спрос на строительно-дорожную  уже к концу первого квартала этого года началсокращаться из-за удорожания кредитов. Кроме того, разрыв логистических связей плохо сказался на объемах выпуска отечественных заводов. С одной стороны санкции Евросоюза на поставки в Россию бульдозеров, экскаваторов и погрузчиков открыл крупную нишу, с другой – ее уже пытаются заполнить китайские импортеры.

– В случае с профессиональной техникой доля импортных машин в парках составляет до 70-80%, – отмечают специалисты. – Импортные машины используются в дорожной и строительной отраслях весьма интенсивно. Все, что связно с асфальтоукладкой — импортное, отечественных аналогов практически нет. Какова замена импортной техники и будет ли она – большой вопрос, учитывая, что станки, на которых производятся детали машин, как и сами линии производства – тоже иностранные.

 

С запчастями также проблемы. Перспективы реэкспорта запчастей через третьи страны пока туманны. Параллельный импорт тормозится возможными имиджевыми потерями компаний – доля российского  рынка в сравнении с другими – мала, и едва ли кто-то будет рисковать из-за поставок в Россию.

–  Надежда лишь на время – с его течением острота ситуации сгладится, и производители могут вновь развернуть производство и продажи в России, – считают эксперты.

Впрочем, «правило Китая» никто не отменял – оттуда техника может идти без особых проблем. Но та ли это техника?

С запчастями также проблемы – в Китае выпускают не все запчасти, и качество их бывает не слишком высоко. В самой России на сегодняшний день кроме фильтров и масел низкого качества для импортной техники практически ничего не производится. 

От Кореи до Донбасса

В результате есть риски, что себестоимость производства работ вырастет, поскольку то, что сейчас можно купить в РФ для обеспечения техники, уже подорожало на 30-40%. Строительство в таких условиях будет более затратным, а проекты будут ужиматься. Единственная надежда – широкая и многопрофильная поддержка государства, в первую очередь реализация дорогостоящих инфраструктурных и строительных проектов.

Нужда в рабочих руках становится все больше.

– Для достижения целей федеральных программ и нацпроектов в сферу строительства требуется дополнительно привлечь не менее одного миллиона работников различной квалификации и уровня подготовки, – сообщил первый заместитель главы Минстроя  Александр Ломакин в ходе конференции «Перспективы развития строительной отрасли в современных условиях».

Кроме того, по его словам, в последнее время добавились задачи по восстановлению территорий Донбасса. Специально для этого кадровый центр Минстроя не только продолжает свою работу в России, но и планирует открыть филиалы в Донецке и Луганске, чтобы начать работу по обучению и переподготовке людей, желающих работать в строительной отрасли.

По последним данным, на территории Донбасса работают уже порядка 10 000 российских специалистов. В скором времени к восстановлению инфраструктуры присоединятся еще и строители из КНДР.

Возможно, привлечение специалистов из этой страны будет временной мерой.

Решать же стратегическую задачу преодоления кадрового голода в строительстве придется нашим согражданам.

Подготовил Даниил МАЦЕЙКО

 

 

Источник: rcmm.ru

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *